Таинственное всегда рядом
Сверхъестественное всегда было с нами. Сейчас пугают всякими страхами, связанными с концом cвета: предвидят самые разные перемены, по большей части к худшему. Одни предсказывают конец папства, другие - пришествие антихриста, третьи - конец света.

В течение всей истории человечества люди предсказывали близкий конец света. Английский художник прошлого века Джон Мартин создал ужасающую картину Армагеддона.Что же переменилось в нашей жизни? Да только то, что сказки, которые раньше рассказывали у камелька или в деревенской корчме, превратились ныне в часть культуры и с помощью средств массовой информации доступны всем. Слишком часто это означает, что сверхъестественные явления становятся мишенью для насмешек. Колонки в газетах "Что предсказывают звезды", шутки насчет "маленьких зеленых человечков" - конечно, все это превращает паранормальные явления в тему, которой мало кто из серьезных ученых захочет заниматься. Станут ли они по-прежнему шарахаться от таинственных явлений? Все больше ученых начинают понимать, что они не имеют права игнорировать умножающиеся свидетельства существования паранормальных феноменов.

Но помогут ли делу лабораторные исследования и препарирование сверхъестественного? Привидения по-прежнему ускользают от объяснения. Реинкарнация остается тайной. Мы не знаем, что происходит, когда душа покидает тело. Даже существование парапсихических способностей - телепатии и ясновидения - не признано традиционной наукой.

Согласно мифологии ацтеков, из вычислений астрологов следовало, что мир, а вместе с ним Солнце разрушит землетрясение. Символ, изображенный на обратной стороне этой фигуры бога солнца Тонатиу, обозначает землетрясение.Пожалуй, мы поняли только то, что вопросы, которые поднимаются в связи с таинственным и сверхъестественным, сложны и не имеют пока ответов. В 1973 г. студенты Университета штата Миссури спросили преподавателя физики Харли Рутледжа, что за таинственные огни появляются среди окрестных холмов. Он решил исследовать эти огни, уверенный, что трех уик-эндов для наблюдения за ними будет более чем достаточно, чтобы решить задачу. Однако лишь семь лет спустя он опубликовал свой доклад. Эти аномальные огни предстали неожиданной научной проблемой. Наблюдение прибавило таинственности к загадке огней: они как будто взаимодействовали с исследователями.

Все переменилось. Сегодня ни один настоящий исследователь не сочтет, что явление должным образом изучено, если не изучены и вовлеченные в событие индивиды, потому что теперь мы знаем, что индивидуальное поведение может в любой момент модифицироваться под влиянием непредсказуемых факторов. В 1963 г. голландский исследователь Солко Тромп обнаружил, что "практически каждый орган человеческого тела реагирует на изменения метеосреды, и это прямо или косвенно отражается на умственной деятельности человека".

Сочетание условий может привести отдельную личность к фантастическим переживаниям, которые практически не отличить от действительности. Когда очевидец утверждает, что его похитили пришельцы, вполне возможно, так оно и есть. Но существует и другая вероятность: каким бы реальным событие ни казалось, оно реально только для отдельно взятого индивида.

Означает ли все это, что в будущем изучение сверхъестественного станет занятием исключительно для психологов или социологов? Вряд ли. В Балтиморе (штат Мэриленд, США) Уильям Корлисс составляет реестр неисследованных явлений природы. Его данные, взятые из научных журналов (а не из не подкрепленных документально рассказов), свидетельствуют, что наука, по мере того как она раздвигает границы знания, раскрывает все новые тайны.

Сегодня мы уже не считаем, что молния - это орудие богов, но как объяснить причину, почему молнии иногда по нескольку раз поражают одних и тех же людей. Что это, простые совпадения или действие закона средних чисел? А может быть, в силу своих природных особенностей некоторые люди притягивают к себе молнии? Простые вопросы таят бездну сложностей. Возможно, осознание нами, насколько сверхъестественно сверхъестественное, сколь много тайн в таинственном, и станет главным наследием, главным итогом нашего столетия.